Четверг
26.12.2024
13:23
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СУДАКУ
Главная Регистрация Вход
Фантасмагории эпохи Перестройки - Journey on Sudak / Путешествие по Судаку »
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Фантасмагории эпохи Перестройки
ShedrinДата: Вторник, 03.12.2024, 11:46 | Сообщение # 1
Администратор
Группа: Злобный клоун
Сообщений: 3298
Статус: Offline
Историческая справка: перестройка в Советском Союзе как социально-экономические и политические изменения была инициирована генеральным секретарём ЦК КПСС Горбачёвым в 1985 году. Планы разрабатывались еще предыдущим генсеком Андроповым вплоть до его смерти в 1984. Фактически новый курс был объявлен на январском пленуме 1987 года и привёл к распаду СССР в 1991. Не стоит забывать и про два события, которые невольно подтолкнули общество к распаду - в 1986 году произошли резкое падение мировых цен на нефть и Чернобыльская катастрофа. Что в итоге было получено за эти несколько лет - демократизация общества, введение гласности, отмена цензуры и введение частного предпринимательства.

Особенный интерес все эти события представляют в разрезе телевидения, литературы и кинематографа. С 1986 в СССР начинают печатать ранее запрещенные книги - Ахматовой, Пастернака, Булгакова. На экранах кинотеатров показывают "полочные" фильмы - первой ласточкой, с протекции Эдуарда Шеварднадзе, становится "Покаяние" Тенгиза Абуладзе. С 1987 года в стране появляются независимые телеканалы и знаменитая программа "Взгляд", разрушающие старые каноны общества. Именитые режиссёры на этом разломе эпох снимают лучшие свои фильмы, а в кинематографическом жанре начинает превалировать жесткая и местами жестокая новая правда жизни. Но, несмотря на это, остаётся место и фантасмагориям как одному из знаковых эзоповых языков СССР.

Ностальгия, в этом году меня просто задолбала осенняя ностальгия. Прошлое, когда трава была зеленее, небо голубее, а кино - интереснее. Я бы назвал эти годы "периодом просранных надежд".



Итак, десятка главных (и лучших), на мой взгляд, фантасмагорий эпохи Перестройки. И начнем мы, несомненно, с вышедшего в 1986 фильма "Кин-дза-дза" Георгия Данелия. Два рядовых советских человека случайно попадают в другую галактику со своими законами и правилами, которые удивительным образом оказываются для будущего СССР (а позже - России) пророческими. Дома, конечно, лучше, но, увы, так как раньше уже не будет. Удивительный фильм со Станиславом Любшиным, Евгением Леоновым и Юрием Яковлевым. "Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели — нет будущего!"



А уже в 1987 выходит знаменитая "АССА" Сергея Соловьева. Любовный треугольник медсестры, криминального авторитета и раздолбая Бананана как аллегория на смертельное противостояние старого и нового уклада жизни. Увы, но в тогдашних условиях условная победа могла быть только пирровой, что, собственно, и доказали дальнейшие события в стране. Первый фильм, где звучат песни запрещенных в ту пору рокеров, Цой поёт эпохальную "Перемен!" и можно долго и бесконечно спорить, привело это на самом деле к последующим переменам (или нет, но это не точно). "- Всё дело в том, что ты без очков. Надень. — Так они же без стёкол... — Главное не стёкла. Главное — ощущать себя зрячим человеком".



В этом же году Эльдар Рязанов после череды своих новогодних комедий выпускает первый фильм-аллегорию на перестроечные процессы, завуалированный под тот же классический любовный треугольник. Всё ещё 1987. "Забытая мелодия для флейты". Прожжённый бюрократ в исполнении великолепного Леонида Филатова мечется между безрассудной любовью к медсестре (опять?) и спокойной семейной жизнью с дочкой своего начальника. Сны-видения главного героя как отражение нормальности при начавшемся в реальном мире разрушении всех жизненных ценностей. "Мы не пашем, не сеем, не строим — мы гордимся общественным строем." Удивительный факт - данный фильм, как и все последующие у Рязанова, никогда не входили в пятерку лучших фильмов режиссера. Да и прощание с бюрократией тоже не состоялось...



1988. Вообще в 1988 и 1989 вышло очень много знаковых кинокартин-драм перестроечного периода. 1988 год - "Игла", "Маленькая Вера", "Криминальный талант". 1989 год - "Интердевочка", "Любовь с привилегиями", "Авария - дочь мента". Урожайные годы. И первым в 1988 я хотел бы вспомнить "Убить дракона" Марка Захарова. Мифическое противостояние рыцаря Ланселота с Драконом, под чьей властью находится целый город как аллюзия над целой страной. Все знаменитейшие актеры театра "Ленком". Абдулов vs Янковский. "Единственный способ избавиться от Дракона — это иметь своего собственного".



В этом же 1988 выходит "Собачье сердце" Владимира Бортко. Евгений Евстигнеев в роли профессора Преображенского по роману Михаила Булгакова. Этот фильм вытащил из забытья одного великого актера и сделал знаковым другого - Владимира Толоконникова. Чёрно-белое повествование о попытке очеловечить собаку, пересадив ей гипофиз матроса Клима Чугункина. Точная калька послереволюционных лет с наслоением на современные события. И дословная фраза из книги: "Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом?.. Это вот что: если я каждый день начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах".



Немного отдохнём и среди всего прочего выделим вышедший в 1989 мультипликационный "Остров сокровищ". Созданный на студии «Киевнаучфильм» за два года, с недостатком финансирования, из-за чего пришлось отказаться от многих интересных задумок. Последний шедевр Давида Черкасского. Рисованный мультфильм с участием живых актеров. Идеологический наследник самых известных комедий Леонида Гайдая, закладывающий в наше подсознание совсем простые истины - "Жадность - это плохо", "Избегайте пьянства вы как западни", "Бегать, скакать, кувыркаться, каждый обязан уметь", "Минздрав предупреждает: Куренье - это яд!" Бесподобная озвучка Джона Сильвера Арменом Джигарханяном.



Опять 1989. "Город Зеро" Карена Шахназарова с Леонидом Филатовым. Поездка в небольшой городок по служебным делам превращается в иррациональное путешествие и сплошной театр абсурда. Мухосранск как целая страна, в которой всё скучно и предсказуемо, и практически нет никакого способа вырваться из её цепких лап. "Вы никогда не уедете из нашего города".



1991. Трагикомедия о бездомных, выживающих на свалке и не боящихся защищать ее даже под дулами танков. Предчувствие грядущих событий 1993 года в фильме Эльдара Рязанова "Небеса обетованные". Главная роль Президента была предложена Георгию Буркову, но он сперва поломал ногу, а потом скоропостижно скончался, поэтому его заменил Валентин Гафт. В этом фильме, как и обычно у Рязанова, снялось очень много именитых актеров - упомяну только Олега Басилашвили и Леонида Броневого. Ну и финал - поезд, увозящий всех в те самые небеса. «Сегодня многие, кто сидел, вышли в президенты. А кто сейчас президент, еще сядут».



1992. "Комедия строгого режима" учеников ленинградского режиссёра Юрия Мамина ("Праздник Нептуна" и "Фонтан") Михаила Григорьева и Владимира Студенникова. Увы, но кроме этого фильма два режиссера больше ничего так и не сняли. В главной роли любимец Балабанова Виктор Сухоруков. Комедия-фарс о постановке в колонии революционного спектакля в честь 100-летия рождения Владимира Ильича Ленина. В какой-то момент постановка начинает напоминать реальность. Всё было бы хорошо, но только под это дело заключенные готовят побег... Абсолютно абсурдистская зарисовка по мотивам Довлатова. "Революция, голубчик, не только штыками делается, но и брюхом, поверьте".



Ну и закончить хочется 1993. Поворотная точка для страны и один из канонических фильмов этого года - "Сны" Александра Бородянского и Карена Шахназарова. И снова Олег Басилашвили, позже снявшийся у тех же режиссеров в демонической роли в фильме "Яды, или всемирная история отравлений". У графини, проживающей в XIX веке, странные сны - как будто она в будущем лимитчица-посудомойка Маша Степанова, проживающая в Москве. Полный культурный регресс, духовная инфляция и падение нравов в стране под названием СНГ. Злобная и прямолинейная сатира. "— ... Будущее России темно и туманно. Если представить себе человека, способного заглянуть в её будущее лет этак на сто, что откроется его взору? Всеобщее падение нравов, распад великой державы, обнищание населяющих её народов, рыскающих, подобно диким зверям, в поисках куска хлеба, массовое впадение в идиотизм!.. Для несчастных российских женщин самой престижной профессией станет профессия валютной проститутки! Да, да, господа! Проститутки, которая будет торговать своим телом даже не за рубли, а за германские марки и доллары Северо-Американских Штатов.
— Отчего же не за рубли?
— Да кому они будут нужны, деревянные! Ведь рубль будет дешевле бумаги, на которой его печатают!"

Очень жаль, что в 90-е кинематограф перестал финансироваться государством, стало массово закупаться зарубежное, а на экраны России вылилось много невнятного в виде российских псевдобоевиков и эротических комедий Анатолия Эйрамджана студии «Новый Одеон». Именитые актеры стали ненужными и так и умерли в нищете и забвении. Но это уже совсем другая История...

"Ностальгия по СССР - это не ностальгия по прошлому, а ностальгия по несбывшемуся будущему" (с)


 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: