Пятница
19.04.2024
04:34
Приветствую Вас Гость
RSS
 
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СУДАКУ
Главная Регистрация Вход
Нижнеамурский АКБ (НАКБАНК) - Journey on Sudak / Путешествие по Судаку »
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Journey on Sudak / Путешествие по Судаку » Скрипофилия (российские бумаги эпохи приватизации 90-х) » Банки РФ » Нижнеамурский АКБ (НАКБАНК) (Комсомольск-на Амуре, 1994 г.)
Нижнеамурский АКБ (НАКБАНК)
ShedrinДата: Пятница, 01.02.2013, 12:54 | Сообщение # 1
Администратор
Группа: Злобный клоун
Сообщений: 3258
Статус: Offline








Формат - А4.



Лицензия № 1004 отозвана 29.03.1997 года.

НАКбанк: да минует чаша сия!..

10-летие НАКбанка как 25-летие Коппинского ЛК и 35-летие Амурского ЦКК, которые, кстати, им обслуживались, - названия еще на слуху, однако за ними пустота, если не считать конкурсных управляющих и реализованного для расчета с кредиторами имущества. Нет в Комсомольске Нижнеамурского коммерческого банка, как в Амурске - целлюлозно-картонного комбината, как в Ванинском районе - Коппинского лесокомбината. Но возвращение к тому, что было, небесполезно, ибо это и есть, как писал поэт, “опыт, сын ошибок трудных”. Тем более что 10-летие первого в крае коммерческого банка совпало с 10-летием того, что принято считать экономическими реформами. Не будь их - вряд ли появился НАКбанк. Но если бы они не внесли хаос в производство, возможно, о НАКбанке говорили бы не только в прошедшем времени. Такое вот противоречие, за которым люди и заводы, надежды и злосчастия.

Начало

НАКбанк учреждали еще госпредприятия - заводы “Амурсталь”, “Амурлитмаш”, стройтрест № 6, речной порт, другие предприятия Комсомольска, считавшиеся градообразующими. Промышленно-строительный профиль банка, как и кредитование им “незавершенки” в металлургии и энергетике, опасений не вызывал. Тем более что была получена генеральная лицензия, позволившая открывать счета в зарубежных банках, - это привлекло новых клиентов, среди которых значились Среднеамгуньский и Шелеховский леспромхозы, Солнечный ГОК и Амурский ЦКК, заинтересованные в ускорении оборота от экспортно-импортных сделок.

В считанные годы число обслуживаемых банком юрлиц выросло до двух тысяч, его филиалы появились в Эльбане и Ванино, Биробиджане и Петропавловске-Камчатском, Хабаровске и Москве.

Руководители НАКбанка не были мошенниками, как позже окрестила их молва. Председатель правления НАКбанка С. М. Ишутин, его зам С. Д. Шпацерман имели приличную репутацию и опыт работы в банковской сфере, исчисляемый десятилетиями.

Девальвация

Реформы начались с упразднения отраслевых министерств, наделявших предприятия оборотными средствами, с инфляции, достигавшей в год двух тысяч процентов. Превратности новой экономической политики аукнулись и в НАКбанке: резко замедлился возврат кредитов. Ходатайствами об отсрочке засыпали банк едва ли не все его учредители. “Амурсталь” - самый большой заемщик - остановила сначала один цех, потом другой, третий… У энергосистемы края и горводоканала, которым задолжали металлурги, был весьма действенный рычаг - отключения, и чтобы их упредить, на заводе жертвовали всем. Зарплатой персонала, сроками возврата кредитов, и это понимали в НАКбанке. Тем более что генеральный директор “Амурстали” был членом совета банка.

Его преемника варягом не считали, всю жизнь работал он в Комсомольске, но прибыль “Амурстали” он предпочел доверить одному из банков Хабаровска. Этого не запрещал закон, тем не менее НАКбанк, когда тайное стало явным, напоминал растревоженный улей. Объясниться с банком вызвался директор по экономике, который озвучил позицию нового генерального: “Я у вас кредитов не просил…”

Девальвация превратила в ничто не только рубль.

Совместный проект

НАКбанк обратился в арбитражный суд края с иском о взыскании с “Амурстали” 181 миллиарда неденоминированных рублей. Разлад между банком и заводом особенно тяжело восприняли производственники Комсомольска. На “Амурлитмаше”, заводе подъемно-транспортного оборудования с интересом следили за совместным проектом НАКбанка и “Амурстали”, которые при поддержке инвесторов из Австралии намеревались дать вторую жизнь листопрокату. Австралийцы, прибыв в Комсомольск, ошарашили директорский корпус суммой предполагаемых вложений - тридцать миллионов долларов! НАКбанк создал группу, готовившую документацию к проекту, в ней работали до полуночи… В банке, как и на заводе, были убеждены: еще немного - и все у нас получится.

Увы, не получилось, и по поводу неудачи мнения разные. Одни считают, что иностранные инвесторы всегда больше декларируют, чем действуют. Другие убеждены, что собственники завода не рискнули вычленить из его структуры привлекательное для австралийцев производство, поскольку это было чревато непоправимыми потерями для завода, массовыми увольнениями в и без того социально неблагополучном Комсомольске.

Векселя

Арбитражный суд принял решение в пользу НАКбанка, обязав “Амурсталь” вернуть 181 миллиард. Но счета почти остановившегося завода были пусты, процедура реализации имущества должника в то время законодательно не была прописана. Если что-то и приобрел НАКбанк в тяжбе с бывшим партнером, так это убежденность, что не надо идти на поводу у обстоятельств. Незадача с производственным проектом подтолкнула к поискам на финансовом поле. Тем более что столичные банки, внедряясь в регионы, присоединяли к себе местные банки с их активами и пассивами, расширяя таким образом филиальную сеть. С НАКбанком вел переговоры “Российский кредит”. Но скандал с необеспеченными векселями, выпущенными Московским филиалом НАКбанка, привел к тому, что в банковском сообществе и общественном мнении первые лица НАКбанка предстали как мошенники.

Написанные от руки и не прошедшие по балансу банка векселя на 120 миллиардов неденоминированных рублей после непродолжительного хождения по коммерческим и прочим структурам попали в поле зрения правоохранительных органов. На вопросы следствия С. М. Ишутин и С. Д. Шпацерман отвечали в изоляторе. Когда мера пресечения была изменена и они предстали перед обескураженными сотрудниками банка, объяснение председателя правления свелось к фразе: “Мы очень хотели помочь банку…”

Вкладчики

НАКбанк в лучшие для себя годы имел среди своих клиентов полтора десятка тысяч физических лиц - в основном это были комсомольчане. Чем больше сумбура появлялось в экономической политике, чем сильней это било по НАКбанку и его клиентам из числа промышленных и строительных предприятий, тем активней несли граждане свои сбережения в НАКбанк. Число вкладчиков удвоилось, и когда банк из-за участившихся задержек с погашением кредитов производственными структурами не смог возвращать вкладчикам деньги, должники поддержали его материальными ресурсами. Трест “Комсомольскэнергострой” и СМУ “Стройсталь” отоваривали вкладчиков обоями, керамической плиткой, прочими дефицитными тогда стройматериалами.

Паника началась, когда стало известно об аресте председателя правления и его первого зама. Вкладчики стеной встали у здания НАКбанка на проспекте Первостроителей в Комсомольске, помещений филиалов в городах и поселках края. Запаниковали и сотрудники банка: кто будет иметь с ними дело, когда первые лица за решеткой?..

Позиция директорского корпуса не изменилась: предприятия рассчитывались с вкладчиками всем, что имели сами. Директор завода подъемно-транспортного оборудования Д. М. Рябов распорядился выдавать продукты владельцам не особо значительных вкладов, те же, у кого вклады были больше, получали мебель. В считанные месяцы было реализовано товаров на 116 миллиардов неденоминированных рублей - половину общей суммы вкладов физических лиц.

Были первыми

В апреле 1997 года у НАКбанка была отозвана лицензия, и он, стремительно развивавшийся и медленно угасавший, отдававший и обиравший, перекочевал из реальности в историю. Есть мнение, что его могла спасти переориентация на пищевку, с которой он не работал, а ведь это и ДАКГОМЗ, и пивзавод, и горпищекомбинат, и хлебозаводы. А зачем в нем продолжали принимать вклады от физических лиц, когда долги “Амурстали”, “Комсомольскэнергостроя”, других явно обреченных предприятий измерялись десятками миллиардов?.. Но если в НАКбанке сидели непрофессионалы, тогда почему их взяли на работу Далькомбанк и Региобанк, Сбербанк и “Возрождение”?.. Вряд ли уместны однозначные оценки даже тогда, когда случались ошибки, ибо НАКбанк был первым коммерческим банком в крае. И первым в работе с вкладчиками с использованием пластиковых карт, в освоении других банковских технологий.

Пять лет нет НАКбанка, а те, кто работал в нем и не уехал из Комсомольска, каждый год собираются вместе. Без привязки к какой-либо дате, спонтанно, по наитию. Они вспоминают, спорят, плачут и поют. Пока они живы, для них не умер НАКбанк. Их тяжкий крест, их звездный час…


 
Journey on Sudak / Путешествие по Судаку » Скрипофилия (российские бумаги эпохи приватизации 90-х) » Банки РФ » Нижнеамурский АКБ (НАКБАНК) (Комсомольск-на Амуре, 1994 г.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: